Союз благотворительных организаций России (СБОР)

+7 (495) 225-13-16
Общий контактный телефон
Доброволец России - 2019 Единый номер для СМС пожертвований Космонавт Алексей Леонов возглавил Попечительский совет социального проекта «Искусственная почка»
Социальная благотворительная программа «Рука помощи»
Главная страница :: Информация :: Новости :: Новости благотворительности :: Рассчитана ли благотворительность на показ?

Рассчитана ли благотворительность на показ?


Благотворительность, наверное, как любое движение души, чем-то сродни молитве. Если она идет от сердца, то в ней, как наставлял евангелист Матфей, нет лишних слов, и она не рассчитана на показ.

Но значит ли это, что благотворительная деятельность, впрочем, как и иная любая, направленная во благо общества, не требует поощрения, если не материального, то хотя бы морального? Вот взгляды на этот счет, а также на благотворительность в целом, россиян, которые отвечали на вопросы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

В памяти наших сограждан, видимо, еще сохранились воспоминания о громких скандалах, которыми сопровождалась деятельность некоторых благотворительных фондов в начале и середине 90-х годов прошлого столетия. В тот период нашей истории для благотворителей существовали значительные льготы в налогообложении. Этим подчас пользовались недобросовестные фирмы, чтобы получить прибыль незаконным путем.

Возможно, именно по этой причине 38 % респондентов заявили, что благотворительность должна быть бескорыстной, следовательно, не нуждается ни в каком поощрении. Правда, 71 % затруднились привести аргументы против поощрения.

Вместе с тем 56 % опрошенных уверены, что государству следует поощрять благотворительную деятельность, причем 16 % имеют в виду материальное поощрение, а 40 – моральное.

58 % опрошенных в целом поддержали предложение присваивать благотворителям почетные звания (почетный: гражданин города, ученик школы, житель улицы). Неоднозначно отношение общества к установлению памятных табличек, экспозиций, посвященных благотворителю, там, где он учился, родился, живет (42 % «за» это, 45 % – «против»). Скорее не одобряется общественным мнением присвоение имени благотворителя или переименование в его честь школы, вуза, где он учился, дома, улицы, где родился, организации, где работает (34 % поддерживают, 52 % не поддерживают эту меру). Опрошенные скорее против того, чтобы имя благотворителя присваивали тому объекту, который был им поддержан (37 % – «за», 49 % – «против»).

При этом каждый второй респондент затруднился определить, какой объем пожертвованных средств можно считать достаточным для того, чтобы так или иначе поощрить благотворителя. Как правило, опрошенные россияне полагали, что для присвоения почетного звания, в особенности для присвоения имени школе, больнице, улице, которую поддержал благотворитель, хватит меньшей суммы пожертвования, чем для других видов поощрения.

Таким образом, если сомнения о необходимости участия государства в моральном поощрении благотворительности у россиян и имеются, то они больше касаются формы подобного поощрения. А что подсказывает нам исторический опыт?

История, как известно, девица капризная. Она сохранила для нас имена многих известных меценатов и благотворителей прошлых столетий. Они увековечены в материальных объектах: в Третьяковской галерее, Бахрушинском музее, Шереметьевском Странноприимном доме, Голицынской и Морозовской больницах и многих других. Причем эти названия родились не по указке царя, генерального секретаря или президента. А народ так назвал и продолжает называть памятники благотворительности и меценатства.

И в то же время для большинства соотечественников мало что может сказать имя бывшего владельца (до 1901 г.) универсального магазина «Пассаж Солодовникова» на Кузнецком мосту в Москве. «Пассаж» остался, а фамилия забылась. Хотя вся недвижимость Гаврилы Гавриловича Солодовникова по завещанию была продана и пущена в основном на общественные нужды – более 20 млн. рублей, тогда как родственникам достались «лишь» 815 тыс. рублей. (Для сравнения: пожертвования всего дворянства, включая царскую семью, как пишет известный исследователь С. Мартынов, за 20 лет составили менее 100 тыс. рублей.) Таким образом, Солодовникова можно считать крупнейшим благотворителем, пожалуй, за всю историю России, начиная с князя Владимир Мономаха. С последнего, как известно, берет начало одобренная государством благотворительность на Руси, вернее с его «Поучений»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека».

Кстати, если бы не этот государственный акт, ставший в прямом смысле слова рукотворным памятником князю-благотворителю, возможно, мы избрали бы другую точку отсчета отечественной хроники добрых дел.

Иными словами, исторически сложилось, что общество и государство совместно участвовали в моральном поощрении благотворительности. И только после 1917 года, когда изменилась система перераспределения материальных благ, вымерло само явление благотворительности, так как его функции стало выполнять государство. Полностью восстановить этот институт общественной жизни и соответствующую систему поощрения сейчас мешают, пожалуй, только старые стереотипы мышления.

Сегодня основной аргумент наших соотечественников против рассмотренных мер поощрения тот, что благотворительность должна быть бескорыстной (его приводят 14 % респондентов). По 1 – 2 % опрошенных формулируют такой довод, как «благотворительность не должна афишироваться». Столько же респондентов считают, что милосердие «не заслуживает столь существенного поощрения» или «участие в благотворительности будет использоваться бизнесом» в своих целях.

Тем не менее, как показал рассматриваемый нами опрос ВЦИОМ, 56 % наших сограждан полагают, что благотворительность должна быть делом каждого человека в меру его возможностей. Правда, 41 % считает это уделом состоятельных людей.

Дополнением к опросу общественного мнения может послужить опыт реализации Союзом благотворительных организаций России (СБОР) первой Национальной благотворительной программы «Миллиард мелочью». За три с половиной года в рамках программы от физических лиц поступило пожертвований на сумму 14,58 млн. рублей. Что касается социально ориентированных бизнес структур, то они пожертвовали на помощь детям с онкозаболеваниями 26,24 млн. рублей.

Кстати, в странах с развитыми гражданскими институтами и устойчивой экономикой благотворительность бизнеса является частью механизма перераспределения общественных благ от обеспеченных слоев населения в пользу наиболее нуждающихся и малоимущих. В России 50 % опрошенных также полагают, что благотворительность должна быть нацелена прежде всего на решение наиболее острых социальных проблем. Не согласны с ними 44 % респондентов, считающих, что эти проблемы – прерогатива государства, а благотворители должны сами выбирать, на что тратить свои деньги.

Делать выводы – неблагодарное дело. Но еще более неблагодарное – игнорировать общественное мнение. Сами готовы, по возможности, участвовать в благотворительной деятельности 40 % опрошенных россиян. В их числе 28 % – «безусловно готовы». 12 % респондентов заявили, что готовы участвовать в благотворительной деятельности, если она будет пользоваться поддержкой и признанием государства и общества. О своей же неготовности стать благотворителями сказали 44 % респондентов. Причем, данные ВЦИОМ показали прямую зависимость: чем выше уровень образования опрошенных, тем чаще они выражают готовность заниматься благотворительностью (от 31 % в группе с образованием ниже среднего – до 48 % в группе с высшим и незаконченным высшим образованием).

К образованию, слава Богу, вернулся былой престиж. Значит, можно предположить, что в стране число людей, готовых заниматься благотворительностью, увеличится. Дело – за государством, которое не должно безучастно относиться к движению души своих граждан.

Комментарии

Оставить комментарий




В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.