Союз благотворительных организаций России (СБОР)

+7 (495) 225-13-16
Общий контактный телефон
Доброволец России - 2019 Единый номер для СМС пожертвований Космонавт Алексей Леонов возглавил Попечительский совет социального проекта «Искусственная почка»
Социальная благотворительная программа «Рука помощи»

НКО пора стать ближе к людям


В феврале вышло сразу два исследования, посвященных отношению москвичей к НКО и к участию в гражданских инициативах. Понятно, что Москва не Россия. Но так получается, что в столице рождаются тренды. Здесь самый высокий по стране средний доход и концентрация людей, которые традиционно считаются главной целевой аудиторией третьего сектора, в особенности благотворительности.

Выводы мониторинга гражданского общества НИУ ВШЭ и опроса ЦИРКОН в целом позитивные – они показывают, что есть потенциал и для развития добровольчества, и для вовлечения в благие дела. Однако процесс этот медленный, и он затрудняется несколькими весьма неутешительными для НКО тенденциями.

Для начала стоит посмотреть, что же за люди москвичи. Они, как и большинство россиян, довольно осторожны к окружающим (78%), но склонны доверять ближнему кругу (73%). Они чувствуют ответственность в большей степени за свой двор, а меньше половины –еще и за город и страну. Правда, при этом респонденты честно признают, что повлиять могут скорее только на ситуацию во дворе.

Жители столицы скорее довольны своей жизнью (80%) и довольно оптимистичны, хотя и чуть менее, чем россияне в целом: 41% говорят, что она станет лучше, 31% – что не изменится.

Таким образом, портрет получается неплохой – трезвые скептики, сконцентрированные на местной повестке. В принципе, идеальные клиенты для небольших НКО, работающих там, где человек живет, и старающихся решать его проблемы.

Однако выясняется, что пока мир обычных людей и мир НКО – это две разных планеты. Москвичи практически не пользуются услугами третьего сектора (или не сознают, что эти услуги им оказывают именно НКО), не получают от него почти никакой помощи. Лишь единицы могут вспомнить широко раскрученные бренды благотворительных фондов («Подари жизнь», «Вера», «Русфонд») и правозащитных организаций («Мемориал», «Голос»).

Мнение об этой незнакомой и таинственной сфере у москвичей складывается прежде всего из СМИ.

Большинство людей относятся к НКО положительно, хотя высока доля тех, кто затрудняется с оценкой (27%), и она настораживает. Это, казалось бы, потенциал для роста. Но при этом еще больше тревожит, что 49% жителей столицы полагают: общественные организации «решают свои личные проблемы», а отнюдь не вопросы, реально волнующие людей. И такая настороженность может стать серьезным барьером для работы НКО.

Подавляющее большинство респондентов вроде бы не против того, чтобы НКО занимались социальной проблематикой. Но при этом только 41% верит в них как в операторов оказания социальных услуг и 36% видят в их лице подлинно независимый общественный контроль. Важно, что 51% опрошенных хотели бы, чтобы социальной помощью занимались государственные или контролируемые государством организации. Это для граждан важнее, чем профессионализм, качество оказания услуг, душевность и т.п. Пока НКО не рассматриваются как альтернатива государству в социальной сфере, хотя в этом потенциале люди им не отказывают.

Дальше выясняется, что москвичи довольно добрые люди. Почти три четверти за последние годы так или иначе помогали совершенно незнакомым людям. А 68–69% (что больше, чем по России в целом) еще и что-то жертвовали. Интересно, что подавляющее большинство отмечает: они делали это по собственной воле, а не по инициативе НКО.

Такой подход определяет и формы помощи: 48% подавали милостыню, 33% отдавали деньги и вещи лично в руки нуждающимся. Люди готовы помогать, но отнюдь не ради моды, признания в кругу друзей или уважения окружающих. С такой установкой на скромность им кажется правильной помощь из рук в руки, а не через фонды или организации.

Исходя из всего этого, в волонтерстве и благотворительных акциях москвичи участвуют неактивно. Они вспоминают, что добровольческой деятельностью можно назвать субботники, а также помощь пожилым людям и тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Те, кто в каких-то мероприятиях участвовал, в целом имеют от них приятное впечатление, но назвать их затрудняются: сделал и забыл. На словах 65% жителей столицы готовы объединяться ради общих целей, а 71% готовы к какому-то коллективному действу. Однако утверждают: больше информации о мероприятиях нам не нужно, знать о них ничего особенно не хотим (56%).

Очевидно, что статистика – дело двоякое. Можно смотреть на нее оптимистично и радоваться большому количеству столичных жителей, которые на словах не против НКО и даже вроде бы готовы им помогать. Можно анализировать ее пессимистично – пока москвичи склонны все-таки не доверять НКО, потому что, несмотря на изобилие организаций, ничего о них не знают и предпочитают помогать людям напрямую.

Но в целом, оба исследования подтверждают: работы для третьего сектора в плане просвещения и информирования много. Если НКО хотят добиться успеха и пробудить добрые чувства в москвичах (да и в россиянах в целом), нужно менять подходы к коммуникации, становиться ближе и понятнее людям, а значит, быть более открытыми, вызывающими доверие и интерес, делает вывод АСИ.

Комментарии

Оставить комментарий




В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.