Союз благотворительных организаций России (СБОР)

+7 (495) 225-13-16
Общий контактный телефон
Благотворительность вместо сувениров Единый номер для СМС пожертвований
Социальная благотворительная программа «Рука помощи»
Требуется помощь
Ксюша Брюханова Ксюша Брюханова 18 августа 2007 г.р.
г. Тверь

Клинический диагноз
Клинический диагноз: диспластический правосторонний грудной сколиоз III степени.
Показано: ношение специализированного корсета и реабилитация.
Необходимо: 264 900 руб. на оплату обследования, лечения и изготовление корсета.
Подробнее в хронике акции
198 524,00264 900,00
Оказать помощь
Тимоша Бобылёв Тимоша Бобылёв 14 сентября 2009 г.р.
г. Москва.

Клинический диагноз
Клинический диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость, состояние после кохлеарной имплантации.
Показано: реабилитация.
Необходимо: 210 000 рублей на реабилитацию.
Подробнее в хронике акции
110 877,00210 000,00
Оказать помощь
Главная страница :: Информация :: Новости :: Новости благотворительности :: Кто такие эпизодические волонтеры, как их привлечь и удержать

Кто такие эпизодические волонтеры, как их привлечь и удержать


В центре «Благосфера» прошла третья дискуссия из цикла «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики?».

Эксперты Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики» представили исследование «Эпизодические волонтеры: кто это и правда ли, что их не удержать?».

Кто такие эпизодические волонтеры              

Эпизодические (событийные) волонтеры — это люди, которые принимают разовое участие в кратковременных событиях, выполняя в основном четкие, несложные задания. Эксперты говорят о том, что качество такого эпизодического волонтерства ниже, чем у постоянного, — хотя бы потому, что участник разовой добровольческой акции получает меньше информации, часто не успевает оценить глубину проблемы и почувствовать личную причастность к ней.

Как проводили исследование

Представленное исследование — часть международного проекта, который осуществляется в 22 странах мира, от Мексики до Индонезии, по инициативе Университета Пенсильвании, США и Роттердамской школы менеджмента Университета Эразмус (Нидерланды). В России сбором данных в конце 2018 года занимался Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

«Это было одно из самых сложных исследований, которые нам доводилось проводить: в данном случае объект исследования был не очень определен, нужно было всем объяснять, кто такие эпизодические волонтеры», — отмечает Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора.

Вообще волонтеры — хорошо изученная группа, но в последние годы волонтерство становится все более дифференцированным, сложным и потому требует дополнительных исследований, подчеркивает Мерсиянова.

Современные волонтеры – какие они?

Они меньше, чем раньше, привязаны к конкретной некоммерческой организации, считает Ирина Краснопольская, научный сотрудник НИУ ВШЭ. Им интересно пробовать разное, и поэтому событийное волонтерство вызывает такой интерес. Отношения между волонтером и организатором, по наблюдениям исследователей, изменились: от модели «доверяй мне и будь со мной все время» перешли к «докажи мне, почему я должен помочь именно тебе». И если НКО хочет привлекать волонтеров, ей необходимо соответствовать этому запросу, отметила Краснопольская.

По данным исследования, в эпизодическом волонтерстве чаще участвуют жители крупных городов (с населением более миллиона человек), с высшим образованием и относительно невысоким уровнем доходов («на бытовую технику хватает, автомобиль купить не можем»). В основном это специалисты (28%), студенты (26%) и люди, занимающие руководящие должности (14%). Возраст – чуть старше 30 лет.

Инга Моисеева, исполнительный директор D-Group.Social, организатор крупнейшей благотворительной ярмарки «Душевный Bazar», говорит, что люди, которые приходят помогать на «Душевный Bazar», соответствуют представленному в исследовании портрету. Моисеева убеждена, что  самый эффективный канал поставки волонтеров сегодня — это работодатели. Ярмарка выходит в регионы, и для поиска волонтеров организаторы «Душевного Bazarа» рекомендуют в первую очередь выстраивать партнерство с бизнесом, чтобы привлечь корпоративных волонтеров. Исследование подтверждает, что это правильная стратегия: почти четверть волонтеров (24%) именно от работодателя узнают о возможностях помогать в качестве добровольца.

Мотивация

На вопрос «Почему вы решили поучаствовать в волонтерской деятельности на данном мероприятии?» большинство респондентов ответили, что это интересно (58%), доставляет эмоциональное удовлетворение (49%), позволяет встречаться с новыми людьми (36%). Своим гражданским долгом волонтерство называют четверть опрошенных – 26%. На призывы  участвовать в волонтерстве от работодателей, друзей, учебных заведений откликаются немногие: всего 3-6% опрошенных.

Чаще всего, по результатам исследования, эпизодических волонтеров можно встретить на культурных (24%) и спортивных (18%) мероприятиях, а также конференциях и семинарах (18%), проектах по благоустройству (16%). Социально-психологическая поддержка (1%) и правовая помощь (2%) оказались в аутсайдерах: очевидно, в этих сферах нужны специальные профессиональные знания, а не просто желание помочь.

Волонтерство за спасибо

Организаторы часто поощряют волонтеров после мероприятия. Почти половина добровольцев (46%) получили благодарность, 39% обеспечили питанием, 32% получили сувениры.

Помимо материальных благ волонтеру важно чувствовать себя членом команды. Однако эту потребность не всегда удается удовлетворить, и это может повлиять на решение о том, стоит ли участвовать в добровольческой деятельности в дальнейшем. Около 10% опрошенных говорили, что другие участники (оплачиваемые сотрудники), а также благополучатели не относились к ним как к членам команды.

Эксперты подчеркивают, в работу с волонтерами необходимо вкладывать ресурс: человеческий, административный и финансовый.

«Часто волонтеры воспринимаются как чудо – сейчас они придут и все сделают. Это не так. Необходимо формировать культуру волонтерской деятельности путем подготовки, которая, разумеется, стоит денег», – отмечает Ирина Мерсиянова.

Социальным учреждениям и НКО необходимо вкладываться в работу с добровольцами, и тогда сотрудничество будет эффективным и долгосрочным, сообщает АСИ.

20.09.2019(0)

Комментарии

Оставить комментарий




В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.