Союз благотворительных организаций России (СБОР)

+7 (495) 225-13-16
Общий контактный телефон
Доброволец России - 2019 Единый номер для СМС пожертвований Космонавт Алексей Леонов возглавил Попечительский совет социального проекта «Искусственная почка»
Социальная благотворительная программа «Рука помощи»
Требуется помощь
Тимоша Бобылёв Тимоша Бобылёв 14 сентября 2009 г.р.
г. Москва.

Клинический диагноз
Клинический диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость, состояние после кохлеарной имплантации.
Показано: реабилитация.
Необходимо: 210 000 рублей на реабилитацию.
Подробнее в хронике акции
110 877,00210 000,00
Оказать помощь
Эвелина Наконечная Эвелина Наконечная 24 декабря 2009 г.р.
г. Калининград

Клинический диагноз
Клинический диагноз: комбинированный порок развития левой верхней конечности: плечелучевой синостаз, анаплазия 1-4 лучевой кисти.
Показано: протез.
Необходимо: 800 000 руб. на приобретение бионического протеза.
Подробнее в хронике акции
1 440,00800 000,00
Оказать помощь

САМАРА В АВАНГАРДЕ ЦЕРКОВНОГО ЗОДЧЕСТВА


От типовых проектов к авторским

Каким должен быть современный образ православного храма? Над этим вопросом архитекторы работают не первый год. В основном, в мастерских. В конце 2013-го эта тема уже стала предметом обсуждения широкой общественности. Союз архитекторов и Союз благотворительных организаций России при поддержке Московского патриархата Русской православной церкви объявили конкурс «Современное архитектурное решение образа православного храма». Заявки на него поступили со всей России и даже из-за рубежа. По сути, это первая попытка публичного обсуждения современных тенденций в российском церковном зодчестве в постсоветский период. Из 114 проектов, поданных на конкурс, жюри отобрало 10 лучших, в их числе и проект самарских архитекторов Анатолия Шошина, Татьяны Соколовой и Андрея Требунских - церковь во имя Преподобного Амвросия Оптинского в поселке Стройкерамика.

Подавляющее большинство строящихся в России (и в Самарской области в частности) храмов - типовые. Значительная их часть решается в византийском стиле. Попытка авторского высказывания и современного переосмысления многовекового наследия русской храмовой архитектуры чаще всего встречает непонимание со стороны церковной институции.

В этом ряду есть и исключения, но, как говорится, они скорее подтверждают существующее положение вещей. Среди таких исключений можно вспомнить собор Кирилла и Мефодия на Барбошиной поляне в Самаре. Виталий Самогоров и Валентин Пастушенко объединили «западную» и «восточную» идеи развития архитектуры православных храмов. В образе соборного комплекса преобладают элементы неоклассической архитектуры, но модернизированные шлемовидные купола говорят о попытке модернизации традиционных форм и отказе от слепого копирования исторических деталей.

В десятке лучших

Анализируя результаты конкурса «Современное архитектурное решение образа православного храма», архитектурный критик Дмитрий Фесенко относит десятку победивших проектов к двум категориям. В одной из них, названной «археологизация», архитекторы приходят от частного к общему. Отталкиваясь от конкретной исторической детали, авторы находят новый целостный образ храма. Вторая категория проектов («геометризация») напротив, движется от общего к частному. В ней главным элементом становится объемно-пространственное и планировочное решение. Исключением, по мнению критика, является лишь проект самарских архитекторов, который отнесен к категории «символизация».

Широко распространенных вариаций на тему шлемовидных завершений или тянущихся к небу свечей на конкурсе оказалось совсем мало. Впрочем, один из проектов, вошедших в первую десятку – церкви во имя Преподобного Амвросия Оптинского в поселке Стройкерамика в Самаре - как раз относится к последней категории», - пишет Дмитрий Фесенко в журнале «Архитектурный вестник».

По словам самих авторов проекта, их задача состояла в «попытке восстановить утраченную связь времен, так как за более чем 70 лет были почти забыты многие традиции русского храмового зодчества».

«Для создания запоминающегося архитектурного образа храма авторы ориентировались на проекты архитекторов рубежа XIX–XX веков в стиле модерн, неорусском стиле: Щусева, Бондаренко, Аплаксина и других», - пишут авторы в пояснительной записке к проекту.

Проект церкви в Стройкерамике отличается не только ярким архитектурным образом, но и многофункциональностью. Первоначально планировалось создание комплекса, в который должен был войти сам храм и здание, в котором разместились бы служебные и рабочие помещения, трапезная, библиотека, мастерские, музыкальный зал для певчих и технические помещения различного назначения. Позже совместно с настоятелем было принято решение объединить все функции в одном здании. Проектное предложение благословил митрополит Самарский и Сызранский Сергий.

От проекта к реализации

Храм, рассчитанный на 500 прихожан, разместится в сквере в самом центре поселка Стройкерамика. Белокаменная резьба и белая же обмазка кирпичных стен контрастируют с медной кровлей и золотыми маковками. С торцов здания расположены крытые галереи с параболической аркадой. Входная группа также решена в форме параболы со звонницей и живописным изображением Спаса над порталом входа.

Важным преимуществом проекта является то, что он согласован с местной администрацией и в скором времени планируется его реализация. Остается дождаться осуществления этой яркой идеи местных архитекторов, получившей высокую оценку ведущих специалистов страны.

16.01.2014(0)

Комментарии

Оставить комментарий




В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.