Союз благотворительных организаций России (СБОР)

+7 (495) 225-13-16
Общий контактный телефон
Доброволец России - 2019 Единый номер для СМС пожертвований Космонавт Алексей Леонов возглавил Попечительский совет социального проекта «Искусственная почка»
Социальная благотворительная программа «Рука помощи»
Главная страница :: Информация :: Новости :: Новости благотворительности :: Какие этические нормы нужны российскому третьему сектору?

Какие этические нормы нужны российскому третьему сектору?


Мы уже сообщали о международной конференции "Повышение доверия к НКО: российский и международный опыт", состоявшейся во второй половине февраля. В рамках конференции прошла секция "Этические кодексы, стандарты и саморегулирование в НКО-сообществе".

Как сообщает АСИ, ее участники обсуждали практическое применение этических кодексов, стандартов, регламентов и перспективы саморегулирования в российском третьем секторе.

О том, как работают кодексы в других цеховых сообществах (медиа, бизнес-ассоциациях, ТПП) рассказали российские и иностранные эксперты.

По мнению директора по развитию компании "Процесс консалтинг" Владимира Балакирева, кодексы, декларации ценностей, описания профессиональных стандартов - это инструменты решения этических проблем и преодоления трудных ситуаций. Они делятся на универсальные, профессиональные, корпоративные и институциональные. Условно этические кодексы можно расположить посередине между законом и индивидуальной свободой.

Чтобы эти документы работали на практике, считает эксперт, необходимо их продвигать в сообществе, разъяснять их смысл и предназначение сотрудникам организации, а также информировать сообщество о нарушениях, реагировать на нарушение норм документов. При этом, по словам В. Балакирева, в создании кодексов должны участвовать как можно больше членов сообщества: "Нельзя создавать документ, которого вы сами потом будете бояться".

Креативный директор Центра рекламных исследований "Гран-При" Владимир Вайнер поделился историей о том, как разрабатывался в 2000 году Этический кодекс фандрайзера: "Документ составлялся как ответ на запрос сообщества специалистов по привлечению ресурсов (фандрайзеров). Само слово и профессия были в тот момент в новинку, и у фандрайзеров возникало множество частных профессиональных вопросов, по которым не было согласия. Например, можно ли привлекать к фандрайзинговой деятельности детей и пр. В ходе личных встреч и онлайн-дискуссий группа авторов кодекса за несколько месяцев выработала 26 принципов ведения фандрайзинга.

Этические кодексы создаются, когда нужны основания для дальнейшей совместной деятельности, подчеркнул В. Вайнер.

Об одном из прецедентных примеров саморегулирования - Общественной коллегии по жалобам на прессу - рассказал вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов.

Коллегия пришла на смену Большому жюри Союза журналистов России. Спустя более трех лет работы в нее обращались самые разные организации и частные лица. Жалобы касались газет: "Граница России", "Известия", "Каргополье", "КоммерсантЪ", "Комсомольская правда", "Московская правда", "МК", "Новая Газета", "Новые Известия", "Парламентская газета", "Российская газета", радиостанции "Эхо Москвы", телекомпаний "Авторское телевидение", НТВ, Первый канал, РЕН-ТВ, ТВЦ, ТНТ.

Коллегия не имеет юридического статуса, ее деятельность ведется на общественных началах. Все "жалобщики" подписывают документ, согласно которому они обязуются принять решение коллегии, исполнить его и не подавать иск в суд. Исполнение решения отслеживает секретариат коллегии.

"Здесь главное - моральное удовлетворение, а не материальное", - подчеркнул Е. Абов.

Если в России вопросы принятия и соблюдения этических стандартов, кодексов появились в повестке дня сравнительно недавно, то на Западе в этой области накоплен немалый опыт. Так, вице-президент по членству и стандартам коалиции InterAction Барбара Уоллес делилась технологиями, которые используются в ее организации, которая объединяет 1 тыс. 760 НКО, расположенных на территории США.

Стандарты InterAction - объемный документ, регламентирующий организационное управление, информационное взаимодействие с общественностью США, осуществление программ (например, поддержка гендерного равенства, лиц с ограниченными физическими и умственными возможностями) и многое другое. Каждый член InterAction регулярно заполняет базовый отчет на соответствие ее деятельности стандартам - то есть проводит самосертификацию. Некоторые организации привлекают независимых аудиторов с целью сертификации их деятельности. Если какая-либо из организаций не соответствует стандартам, с ней дополнительно работают, обучают, однако если все эти меры не дают результата, ее членство в InterAction будет приостановлено. Сейчас таких организаций девять.

Как рассказала Б. Уоллес, стандарты разрабатывались на протяжении десяти лет и до сих пор регулярно обновляются в соответствии с рекомендациями рабочей группы. Работа с соблюдением стандартов позволяет организациям-членам значительно повысить уровень доверия общественности.

В некоммерческом секторе России сегодня созданы такие документы, как "НКО-координаты", Этический кодекс добровольца, Хартия национального Форума некоммерческих организаций, работающих в области ВИЧ/СПИДа и др. По мнению участников секции, необходимо поощрять дальнейшее обсуждение форм саморегулирования в российском сообществе НКО. Конференция и стала одним из шагов к созданию регулярно действующей дискуссионной площадки по этой теме.

Комментарии

Оставить комментарий




В целях защиты от отправки сообщений роботами, введите в поле цифры которые Вы видите на картинке.